Облако тегов

Новости

Предваряя III Танеевский фестиваль, Владимирский камерный хор подготовил особую программу «Русская хоровая музыка»

Предваряя III Танеевский фестиваль, Владимирский камерный хор подготовил особую программу «Русская хоровая музыка».

Основой вечера будет, несомненно, музыка Сергея Ивановича Танеева.

Один из самых обширных разделов творчества Танеева — именно сочинения для хора. Им написано тридцать семь хоров без сопровождения и около десяти вокальных ансамблей, часто исполняемых и как хоры. Такое внимание к музыке для хора имеет этико-эстетические и музыкально-стилевые обоснования и причины. Особая актуальность хоровой культуры в XX веке была предугадана Танеевым, и это было связано с интересом к искусству мастеров полифонического письма и эстетике классицизма. Его привлекало фундаментальное свойство хоровой музыки — способность выражать крупные идеи, высокие помыслы, как бы «поднимающиеся» над уровнем переживаний отдельного человека.

Хоровое наследие Танеева делится на два периода: 70—80-е годы, а затем — канун и первые полтора десятилетия XX века. В каждом из них композитор откликнулся на животрепещущие запросы современной музыкальной жизни.

Признанная вершина хорового письма Танеева — цикл Двенадцать хоров a cappella для смешанных голосов ор. 27. Все стихотворения выбраны из того же тома Полного собрания сочинений Я. Полонского, что и романсы. Читая этот первый том, композитор одновременно намечал тексты и будущих хоров, и будущих романсов.

В этом цикле хоровое мастерство Танеева воплощено ярко и многообразно: в обращении к различным составам, пользовании наиболее хорошо звучащими регистрами, солирующими партиями; многочисленны темброво-колористические находки, позволяющие говорить о своего рода оркестровых эффектах, что соотносилось с особенностями и тенденциями хорового исполнительства того времени.

Двенадцать хоров на слова Я. Полонского — цикл хоровых поэм. Таких монументальных, серьезных и объединенных в большую композицию сочинений a cappella русская музыка еще не знала. Концептуальность, яркая контрастность, динамическое развитие образов, масштабность форм позволяют говорить о симфонической природе цикла.

Слушатели в этот вечер могут оценить подлинный масштаб дарования другого замечательного русского композитора, истинного классика XVIII в.

Дмитрий Бортнянский — один из талантливейших представителей русской музыкальной культуры доглинкинской эпохи. Он снискал искреннюю любовь соотечественников и как композитор, чьи сочинения, особенно хоровые, пользовались исключительной популярностью, и как незаурядная, разносторонне одаренная, обладавшая редким человеческим обаянием личность.

В программе также прозвучат хоровые произведения П. Чеснокова, С. Рахманинова, А. Свешникова и М. Гоголина.

Ждем вас 22 марта в зале Центра классической музыки!

Начало концерта – 18:30.

Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Большая Московская, 28 (тел. 32-27-71, 32-63-65).