Облако тегов

Новости

19 октября состоится открытие концертного сезона Центра классической музыки

По традиции в концерте-открытии сезона будут участвовать все коллективы Центра: Владимирский Губернаторский симфонический оркестр, Владимирский камерный хор, Детская хоровая капелла Центра классической музыки, солистки - Татьяна Прокушкина (сопрано) и Анастасия Хорошева (меццо-сопрано) под управлением Артема Маркина.

 

Симфония Густава Малера "Воскресение" захватит и потрясет своим величием всех слушателей Центра классической музыки.

 

Замысел Второй симфонии относится к 1887 году. Около семи лет композитор работал над грандиозным произведением. Он успел переменить несколько мест работы — был дирижером оперного театра в Лейпциге, директором Королевской оперы в Будапеште, затем переехал в Гамбург, где также стал дирижером оперного театра.

 

В переписке композитор подробно рассказывал об идее столь долго вынашиваемого сочинения: «Я назвал первую часть «Тризна». В ней я хороню героя моей ре-мажорной симфонии... В то же время эта часть великий вопрос: почему ты жил? Почему страдал? Неужели все это — только огромная страшная шутка?.. В чьей жизни хоть однажды раздался этот призыв, — тот должен дать какой-нибудь ответ; и этот ответ я даю в последней части... Вторая часть — воспоминание! Солнечный луч, чистый и безмятежный, из жизни моего героя.

С Вами это, наверное, случалось: Вы похоронили дорогого Вам человека, а потом, может быть, на обратном пути, возникает внезапно картина давно прошедшей минуты счастья; ничем не омраченное воспоминание проникает Вам в душу как солнечный луч, — и Вы почти забываете, что произошло недавно. Это 2-я часть. Если Вы потом пробуждаетесь от этого грустного сна и должны вернуться в суматоху жизни, то с Вами легко может случиться, что эта вечно подвижная, всегда беспокойная, всегда непонятная суета станет страшна для Вас, словно кружение фигур в ярко освещенном бальном зале, куда Вы заглядываете из ночной тьмы с такого расстояния, что музыка больше не слышна. Тогда жизнь становится для Вас бессмыслицей, страшным сном, от которого Вы, может быть, внезапно проснетесь с криком отвращения. Это — третья часть! …»

«… Сотрясается земля, разверзаются гробы, мертвые поднимаются из могил и собираются вместе, двигаясь бесконечной процессией. Великие и малые мира сего – короли и нищие, праведные и нечестивые – спешат, обгоняя друг друга; ужасный вопль о милосердии и прощении поражает нас в самое сердце. Вопли и стенания становятся громче – мы лишаемся чувств; сознание теряется при появлении предвечного Бога.»

 

Поставив вопрос о жизни и смерти человека, о смысле человеческой жизни и ее ценности, Малер пришел к очень конкретному, в сущности, программному воплощению содержания, хотя программы симфонии никогда не публиковал. Лишь тексты вокальных эпизодов, включенных в симфонию, могли натолкнуть чутких слушателей на путь программного восприятия музыки.

В одном из писем Малера есть следующее высказывание: «Если я задумываю большое симфоническое полотно, всегда наступает момент, когда я должен привлечь Слово, как носителя моей музыкальной идеи». Обратим внимание: слово — не как носителя смысла, содержания произведения, не как носителя программы, но исключительно как носителя музыкальной идеи, то есть сильнейшее выразительное средство в ряду других выразительных средств, используемых композитором. В четвертой части Второй симфонии впервые в творчестве Малера наступил такой момент. Часть эта — песня на текст сборника Арнима и Брентано «Чудесный рог мальчика»:

 

«Urlicht»

O Röschen rot!

Der Mensch liegt in größter Not!

Der Mensch liegt in größter Pein!

Je lieber möcht' ich im Himmel sein.

Da kam ich auf einen breiten Weg:

Da kam ein Engelein und wollt' mich abweisen.

Ach nein! Ich ließ mich nicht abweisen!

Ich bin von Gott und will wieder zu Gott!

Der liebe Gott wird mir ein Lichtchen geben,

Wird leuchten mir bis in das ewig selig Leben!

—Des Knaben Wunderhorn

«Первозданный свет»

О розочка красная!

Человек обречен на великую нужду!

Человек обречен на великую боль!

Лучше было бы мне находиться на небесах.

Вот вышел я на широкую дорогу;

вот пришел ангелочек и захотел отослать меня.

О нет, меня нельзя отослать.

Я от Бога и вернусь к Богу.

Милый Бог даст мне лучик света,

будет светить мне вплоть до вечной блаженной жизни.

—«Чудесный рог мальчика»

 

Стихов, которые отразили бы идею пятой части, финала симфонии, Малер не мог найти очень долго. Несколько строф он сочинил сам и продолжал искать, перечитывая многих поэтов. В разгар работы над симфонией пришло известие о смерти одного из крупнейших дирижеров того времени Ганса фон Бюлова, перед которым Малер преклонялся. Печальное известие произвело на композитора огромное впечатление. На торжественной панихиде, в числе другой музыки, прозвучал хорал на стихи выдающегося немецкого поэта XVII века Фридриха Клопштока «Ты воскреснешь, да, воскреснешь ты после сна недолгого». Малер был потрясен: прозвучали те строки, которые он так долго искал. Они и легли в основу финала. По этим строкам симфония стала известна как Симфония Воскресения. Впервые в ней проявился глубокий интерес Малера к христианской идее, склонность к католическому мистицизму, отнюдь не надуманная и не конъюнктурная, а вызванная искренней душевной предрасположенностью.

 

Aufersteh'n, ja aufersteh'n

Wirst du, Mein Staub,

Nach kurzer Ruh'!

Unsterblich Leben! Unsterblich Leben

wird der dich rief dir geben!

 

Wieder aufzublüh'n wirst du gesät!

Der Herr der Ernte geht

und sammelt Garben

uns ein, die starben!

Du wardst nicht umsonst geboren!

Hast nicht umsonst gelebt, gelitten!

 

Was entstanden ist

Das muss vergehen!

Was vergangen, auferstehen!

Hör' auf zu beben!

Bereite dich zu leben!

 

O Schmerz! Du Alldurchdringer!

Dir bin ich entrungen!

O Tod! Du Allbezwinger!

Nun bist du bezwungen!

 

Mit Flügeln, die ich mir errungen,

In heißem Liebesstreben,

Werd' ich entschweben

Zum Licht, zu dem kein Aug' gedrungen!

 

Sterben werd' ich, um zu leben!

Aufersteh'n, ja aufersteh'n

wirst du, mein Herz, in einem Nu!

Was du geschlagen

zu Gott wird es dich tragen!

 

—Gustav Mahler

 

Ты воскреснешь.

Да, ты воскреснешь, мой прах, после недолгого сна.

Бессмертную жизнь,

Бессмертную жизнь даст тебе призвавший тебя.

В тот, за который ты страдало -

Он уведёт тебя к Богу!

—Friedrich Klopstock

 

O glaube, mein Herz, o glaube:

Es geht dir nichts verloren!

Dein ist, ja dein, was du gesehnt!

Dein, was du geliebt,

Was du gestritten!

 

 

Ты посеян, чтобы процвести вновь.

Господь жатвы идёт

и собирает снопы

нас, умерших.

 

— Фридрих Клопшток

 

Верь, моё сердце, о верь:

Ничто для тебя не потеряно!

Твоё, - да, твоё - то, к чему ты стремилось!

Твоё - то, что ты любило,

то, за что ты боролось!

О верь!

Ты не напрасно родилось!

Не напрасно жило и страдало!

То, что создано -

Должно погибнуть.

То, что погибло - возродиться!

Оставь же трепет,

Приготовься жить!

О боль! Ты, поражающая всё!

У тебя я был вырван!

О смерть, властительница всего!

Нынче ты низвержена!

На обретенных мною крыльях,

В пламенном устремлении любви,

Я воспарю

К свету, в который не проникло еще ни единое око!

Я умру, чтобы жить.

Воскресни, да! Снова воскресни

В момент!

 

— Густав Малер

 

 

Закончен гигантский симфонический цикл был 28 декабря 1894 года. И лишь через год, 13 декабря 1895 года в Берлине под управлением автора состоялась ее премьера.

 

Приглашаем погрузится в мощное симфоническое полотно великого австрийского композитора!

Начало концерта – 18:30.

 

Цена билета - 400 рублей, льготные - (дети, студенты, пенсионеры) - 300 рублей.

 

Билеты можно приобрести в кассе Центра классической музыки по адресу: ул. Большая Московская, 28 (тел. 32-27-71, 32-63-65).