"Обрядовый комплекс "возрождение колоска"

Наименование ОНКН: Обрядовый комплекс «Вождение колоска» деревни Шельбово Юрьев-Польского уезда Владимирской губернии.

Место бытования ОНКН: село Шельбово и село Осановец Юрьев-Польского уезда Владимирской губернии.

Краткое описание ОНКН: Обычай, совершаемый в селе Шельбове (Юрьев-Польского уезда) в Троицын день, носит название «колоска».

Село Шельбово рекою Липнею разделяется на две стороны: они, некоторым образом, служат определением полевых севооборотов. Озимая рожь к Троицыну дню начинает колоситься; она-то и служит целью похода, который совершается в «колоске». Движение открывается со стороны противоположной той, где растет озимая рожь. Девицы и молодицы встают в две линии напротив друг друга, схватываются попарно руками. По этому крепкому оплоту из рук начинает идти девочка лет двенадцати, опираясь на головы девиц. Пара, которую прошла девочка, становится впереди других, как это бывает в «горелках». В продолжение всего этого шествия, с самого его начала, неумолкаемо поется обрядовая песня «Пошёл колос на ниву».

Когда девицы и молодицы придут к полю, где зеленеет озимая рожь, шествие останавливается. Отделяется одна пара, на которой остановилась девочка, она подносит ее на руках к ржаному хлебу. Девочка срывает горсть ржи, бежит к церкви и бросает сорванные колосья. Тем и кончается этот поход.

Отсюда девицы начинают идти уже другим порядком. Разделяются тоже на два ряда, но уже не схватываясь руками. Один ряд постоянно отступает спиной вдоль посада, другой наступает на него, держась параллельно от первого. Таким образом, самым тихим церемониальным шагом продвигаются вперед. При этом поется другая песня «Подойду, подойду, я под Царь-город подойду».

По окончании этой песни меняется наступательное шествие. Девицы берутся между собою руками в своем ряду отдельно, только крайние из них соединяются поясами, концы которых держат в своих руках. Первая из крайних пар возвышает свой пояс над головами, и все девицы проходят под ним. Последняя пара, оказавшись на первом месте, делает то же действие с поясом, и девицы проходят под ним так же. Это повторяется до тех пор, пока девицы, «перевиваясь», не придут на всегдашнее известное место их гулянья. При этом поется песня «Перевейся яров хмель».

На месте обыкновенного гулянья поселян все девушки, угостившись и отдохнувши после такого тяжкого труда в церемонии, отправляются за село на колодец, находящийся между Шельбовым и соседним близким селом Осановец. Сюда же собирается и Осановская молодежь, где и продолжается дальнейшее гуляние.

Историческая справка ОНКН: Это один из интереснейших и древнейших обрядов весеннее-летнего цикла земледельческого календаря. Записан в селе Шельбове Юрьев–Польского уезда корреспондентом Русского Географического Общества Д. Бережковым. Опубликована запись во Владимирских Губернских Ведомостях в 1853 году. В виду особенности данного обряда, его эстетической и онтологической ценности описание его вошло во многие этнографические и фольклорные сборники. «Вождение колоска» стало «классикой» русской традиционной культуры.