Наименование ОНКН: Рожечная музыка Владимирского Ополья в исполнении ансамбля «Владимирские рожечники» (руководитель А.А.Лебедев).

Место бытования ОНКН: Территория Владимирского Ополья (Юрьев-Польский, Суздальский и Ковровский уезды)

Краткое описание ОНКН: Рожечная музыка Владимирского Ополья – явление сложное и самобытное. Она тесно связана с местной песенной культурой. Рожок – исконно русский пастушеский инструмент, имевший в народном быту не только магическое и прикладное, но и чисто эстетическое значение. Рожечная музыка Владимирского Ополья в исполнении ансамбля «Владимирские рожечники» (руководитель А.А.Лебедев) Областного Центра народного творчества и Областного музыкального колледжа является уникальным и особо ценным явлением в современной русской народной инструментальной музыке. Ансамблем выполнена реконструкция старинных наигрышей (сольных и ансамблевых) владимирских пастухов-рожечников на основе исторических и экспедиционных аудио записей, хранящихся в архиве ансамбля и фонограммархиве ОЦНТ.

Историческая справка ОНКН: В 80-х годах XIX в. возник непревзойденный по искусству разработки тем и импровизации хор рожечников из Владимирской губернии под руководством Николая Васильевича Кондратьева, просуществовавший около сорока лет. Этот ансамбль продемонстрировал русское народное инструментальное искусство во всем блеске.

В 30-х гг. XX века пастушья рожечная игра стала терять популярность и былую славу. После революции изменились условия жизни в деревне, исчезло такое явление, как массовое отходничество в пастухи, а именно оно было производственной базой рожечного искусства. Наиболее заметный след оставил ансамбль рожечников Московского военного округа, созданный уроженцем тех же мест, что и Кондратьев, Александром Васильевичем Сулимовым.

Если в середине 50-х гг. XX века во Владимирской области пастухи-рожечники были явлением нередким, то уже к концу XX столетия рожок, как производственный инструмент пастуха, ушел в прошлое. Однако владимирский рожок продолжает жить и сейчас в творческих коллективах области, осваивающих этот исконно русский инструмент, возрождающих искусство своих предков на новой основе. Одним из таких ансамблей является ансамбль «Владимирские рожечники» (руководитель А.А.Лебедев) Областного Центра народного творчества и Областного музыкального колледжа. В фонде (репертуаре) коллектива лучшие образцы сольных и ансамблевых рожечных наигрышей – наследие рожечных хоров Н.В. Кондратьева, П.Г. Пахарева и А.В. Сулимова.

Владимирские рожечники почти никогда не воспроизводят буквально сам напев, часто стараются избежать однообразия приёмов варьирования при переходе от одного куплета к другому, и вообще, как бы демонстрируют виртуозные возможности инструмента. Их исполнение отличается яркостью, открытостью, артистизмом. В исполнении владимирских рожечников наигрыши звучат блестяще, звонко и радостно.